"Невский пятачок — условное обозначение плацдарма на левом (восточном) берегу Невы напротив Невской Дубровки, захваченного и удерживаемого советскими войсками Ленинградского фронта в ходе битвы за Ленинград.
С этого плацдарма советские войска неоднократно пытались начать наступление на Мгу и Синявино навстречу войскам, наносившим удар с востока и тем самым прорвать блокаду Ленинграда. Несмотря на то, что все попытки расширить плацдарм и развить наступление закончились неудачно, Невский «пятачок» стал одним из символов мужества, героизма и самопожертвования советских воинов."
читать дальше










Тяжелый танк КВ-1(Клим Ворошилов)№ М5200
В ночь с 16 на 17 ноября 2011 года в районе "Невского пятачка" была завершена уникальная инженерная операция. Сотрудники музея "Музей битвы за Ленинград," совместно с военнослужащими 90го отдельного специального поискового батальона Западного военного округа и группой разминирования МЧС РФ со дна реки Невы был поднят танк КВ-1.
После пескоструйной очистки корпуса танка был прочитан его заводской номер - М5200.
Из боевого донесения №81 от 2 декабря 1941 года, подписанному командиром 123 отдельной танковой бригады - Героем Советского Союза генерал-майором Барановым стало известно что:
- командиром машины КВ М5200 был младший лейтенант Ласточкин, механиком-водителем - Иовлев;
- бой, в ходе которого машина получила повреждения, состоялся 30 ноября 1941 года;
- в бою младший лейтенант Ласточкин был ранен;
в общей сложности в сражении принимало участие 20 танков КВ-1, и практически все они получили повреждения. Три машины сгорели вместе с экипажем, один танк вместе с экипажем пропал без вести...
Получивший в бою повреждения танк КВ-1 М5200 был передан в 48ой отдельный батальон и ждал эвакуации. "15.02.42 р-н 8й танковой переправы не доходя до правого берега 70м вверх по течению в 30 м(переправа с левого берега р.Невы на противоположный) с р-на Арбузовка был разбит лёд вокруг танка и он утонул."
Младший лейтенант Ласточкин Василий Иосифович был убит в бою 10 января 1945 года. За боевые заслуги он был представлен к ордену Красного знамени, ордену Ленина.

"11 сентября наши войска закреплялись на достигнутых рубежах и пытались уяснить обстановку на вверенном им участке фронта. В этот день лично генерал-лейтенант Антонюк послал в разведку два тяжелых танка КВ. Последние выдвинулись по лесной дороге Вороново-Турышкино и пропали. Вторая группа из двух Т-34, также отряженная для выполнения разведки Антонюком, выдвинулась для оценки обстановки по дороге Вороново-Карбусель. Из этого отряда только на 5ый день после убытия вернулся один танк. Оказалось, что группа из двух Т-34 наткнулась на противника и приняла неравный бой. Прием в штабе генерал-лейтенанта Антонюка к утру 12 сентября уже были сведения, что два наших танка в районе населенного пункта Карбусель разгромили до роты противника и ведут бои в окружении, т.к один из танков был подбит, а другой экипаж прикрывал товарищей..."
" А в начале декабря произошел случай, уникальный по любым меркам. Т-34 из 107-го танкового полка, находясь на острие атаки, подорвался на мине у переднего края немцев. Пришедшие в себя танкисты разглядели неподалеку еще пару замерших 'тридцатьчетверок' (третья горела). Помощи ждать не приходилось. Немецкую пехоту несколько раз отгоняли пулеметным огнем. К ночи бой стих, и экипажу удалось осмотреть повреждения танка снаружи. Левая сторона оказалась сильно повреждена: оторван ленивец, разбиты ведущее колесо и один из катков. Справа просто разорвало гусеницу. Связь со штабом отсутствовала. Наводчик орудия Логинов предложил товарищам остаться в танке и поддержать своих огнем при повторной атаке. Стрелок-радист Юденко и получивший ранение механик-водитель Котов согласились. Ночью неподалеку велась стрельба, но к танку никто не подходил. Как потом выяснилось, командир полка послал группу из трех человек выяснить судьбу экипажа, но они наткнулись на немцев, пришедших с теми же целями. Поскольку танкисты никак не отреагировали на стрельбу, разведчики сочли их погибшими, а немцы приняли бойцов за отходящий экипаж и тоже потеряли интерес к подбитой машине.
В итоге насквозь промороженный танк простоял перед вражеской линией обороны 77 часов! У трех танкистов не было ни еды, ни воды. На третью ночь экипажу удалось закончить ремонт одной гусеницы, и наутро они предприняли попытку вернуться к своим. На рассвете дизельный двигатель прогрели факелами. Когда же он завелся, Логинов открыл стрельбу в упор по блиндажам и орудийным позициям (он успел хорошо изучить их расположение). А поскольку у немецких орудий в столь ранний час даже не было расчетов, танкист безнаказанно перестрелял их, как мишени в тире. Наконец двигатель прогрелся, и механик-водитель стронул танк с места. Обратный путь длиной всего в полтора километра занял несколько часов. С нашего переднего края заметили странное движение танка зигзагами и, поняв, что происходит, вызвали заградительный огонь по траншеям противника. После возвращения к своим танкистов наградили орденами. Удача не покинула их и позже: все трое продолжили воевать и встретили Победу."




А что касается невского пятачка, самое обидное то, что реконструкторы, когда приехали туда,первым делом разгребали мусор. И как только в голову может прийти мысль устроить пикник на политой кровью земле? Обидно и стыдно.
Ну, у нас такие люди - орки есть, что слов приличных на них не хватает... Я просто не представляю, что могло послужить причиной выбора такого места для пикника - надеюсь, что только незнание.