"Кандидат небесных наук."

Название трассы - Аутодромо Национале Монца
Расположение - к северо-востоку от Милана
Вместимость - 115000
Дата создания - 1922 год
Первый Гран-При - 1950 год
Проведено Гран-При - 60
Длина трассы - 5,793 км
Гоночная дистанция - 306,720 км
Количество кругов - 53
Кол-во поворотов - 8
ИсторияАвтодром в Монце – один из старейших не только в календаре чемпионата, но и среди ныне действующих гоночных комплексов в целом. Первый камень трассы в Королевском парке Монцы, городе в 15 километрах к северо-востоку от Милана, был заложен в феврале 1922 года итальянскими звездами автоспорта Винченцо Лянчей и Феличе Наццарио. Архитектором автодрома стал Альфредо Роселли. Десятикилометровая трасса была закончена к июлю. Возведенный автодром стал на тот момент третьим постоянно действующим после британского Бруклендса и североамериканского Индианаполиса.
Первая гонка в Королевском парке Монцы состоялась 3 сентября 1922 года. Победителем стал Пьетро Бордино на Fiat. Неделю спустя здесь прошел первый Гран При Италии, лучшим в котором оказался тот же Бордино. С тех пор вторые выходные сентября стали традиционным временем проведения гонки на Большой Приз Италии. А с образованием чемпионата Формула-1 в 1950 году автодром в Монце пропустил только один Гран При – 1980 года, когда он проходил в Имоле.
За свою более чем семидесятилетнюю историю трасса неоднократно перестраивалась, но одно оставалось неизменным – Монца всегда была одним из самых скоростных автодромов чемпионата, даже после добавления шикан в середине 70-х. С 1955 года по 1961 год трасса включала секцию бэнкинга, который сохранился в Королевском парке в качестве исторического памятника по сей день. Монце принадлежит рекорд самого быстрого Гран При чемпионата Формула-1 – в 1971 году Питер Гетин преодолел дистанцию в 316 километров за 1:18.12,6 со средней скоростью 242,644 км/ч. Ронни Петерсон финишировал вторым с отставанием всего 0,01 секунды, установив тем самым еще один рекорд – самый маленький разрыв между первым и вторым местом.
За время своего существования трасса в Монце видела немало трагедий. В 1928 году Эмилио Матерасси врезался в трибуну в повороте Talbot, погубив, таким образом, себя и 27 болельщиков. В 1961 году столкновение Ferrari Вольфганга фон Трипса и Lotus Джима Кларка унесло жизнь немецкого гонщика и 13 зрителей. В 1955 году во время тестов спорткара Ferrari в повороте, который сейчас носит его имя, погиб итальянский ас, двукратный чемпион мира Альберто Аскари. В 1970 году из-за неисправности тормозов в повороте Parabolica разбился Lotus Йохена Риндта. Гонщик скончался по дороге в госпиталь. За оставшиеся три гонки сезона ни один пилот так и не сумел приблизиться к 45 очкам, набранным австрийцем, и Риндт стал чемпионом мира посмертно. В 1978 году в столкновении за лидерство в первом повороте погиб швед Ронни Петерсон. Список погибших велик, и, несмотря на то, что гонки стали значительно безопаснее, последняя трагедия датируется 2000 годом, когда в результате массового столкновения на старте от разлетевшихся обломков погиб маршал трассы.
В период войны автодром использовался не по своему прямому назначению. В Монцу были вывезены архивы, а потом животные Миланского зоопарка. А во время танкового парада в 1945 году было серьезно разрушено покрытие трассы. А еще раньше были уничтожены трибуны и боксы. Автодром восстановили в 1948 году за рекордные два месяца.
Монца видела и примеры героизма и самопожертвования, когда в 1956 году Питер Коллинз, имеющий все шансы на чемпионскую корону, во время планового пит-стопа передал свою Lancia-Ferrari напарнику по команде Хуану-Мануэлю Фанхио, который таким образом завоевал свой четвертый чемпионский титул.
На Гран При Италии 1976 года, спустя всего несколько недель после аварии на "Нюрбургринге", чуть было не стоившей ему жизни, Ники Лауда вернулся за руль Ferrari.
В 1988 году именно Монца стала тем камнем, о который споткнулась непобедимая команда McLaren, выигравшая, как оказалось, все Гран При чемпионата за исключением итальянского. За несколько кругов до финиша Айртон Сенна ошибся при прохождении на круг Жана-Луи Шлессера и оказался в гравии, позволив Герхарду Бергеру и Микеле Альборето подарить итальянским тиффози неожиданный дубль Ferrari.
Следующей победы команды из Маранелло на домашней трассе итальянским болельщикам пришлось ждать восемь лет, до 1996 года, когда Михаэль Шумахер одержал в Монце третью победу за свою новую команду Ferrari. В 1997 году в Королевском парке блистал Дэвид Култхард на McLaren, в 1998 году Михаэль Шумахер повторил свой успех за итальянскую команду. В 1999 году лучшим был Хайнц-Харальд Френтцен на Jordan. В 2000 году в гонке, унесшей жизнь маршала, победил Михаэль Шумахер. Многим запомнились его слезы на послегоночной пресс-конференции, когда Михаэля спросили, что он чувствует, сравнявшись по количеству побед с Айртоном Сенной.
Гонка в 2001 году была омрачена трагическими событиями в Соединенных Штатах Америки и жуткой аварией, потрясшей весь автогоночный мир, в которой лишился обеих ног бывший гонщик Формулы-1 Алессандро Занарди. Хуан-Пабло Монтоя тогда одержал первую победу в Ф-1.
В 2002 году гонка закончилась дублем Ferrari с Рубенсом Баррикелло на первой и Михаэлем Шумахером – на второй ступени пьедестала. В 2003 году Михаэль одержал здесь свою пятидесятую победу за итальянскую команду. А 2004 год подарил восьмой в сезоне дубль Ferrari, на этот раз во главе с Рубенсом Баррикелло.
Большой Приз Италии 2005 года достался колумбийцу из McLaren Хуану-Пабло Монтое. Для него это уже вторая победа в Монце. Дуэт Renault дополнил подиум: Алонсо стал вторым, а "хозяин" трассы Джанкарло Физикелла - третьим. "Гарцующие Жеребцы" из Маранелло на этот раз не смогли порадовать местных тиффози не только победой, но даже попаданием в очковую зону. Михаэль Шумахер финишировал десятым, а Рубенс Баррикелло увидел отмашку клетчатым флагом двенадцатым.
Этот этап стал примечателен тем, что на протяжении всей дистанции гонки пелетон не потерпел ни одной потери: все двадцать стартовавших машин добрались до финиша. Последний раз свидетелем отсутствия сходов в Гран При (если не считать скандального этапа США в 2005) стала Голландская трасса "Зандвоорт" в 1961 году.
В сезоне-2006 Роберт Кубица, проводящий всего третий Гран При в Формуле-1, за рулем скромного BMW Sauber финишировал третьим, впервые для себя заработав место на подиуме. Кроме того, поляк по ходу гонки даже возглавил пелетон и на протяжении пяти кругов удерживал лидерство. Серебряная награда итальянского этапа досталась Кими Райкконену на McLaren, который в третий раз в сезоне стартовал с поула и в третий раз не смог реализовать его в победу. Ну а первым отмашку клетчатым флагом, к радости тиффози, увидел представитель Ferrari Михаэль Шумахер. Что же касается его главного соперника по чемпионату Фернандо Алонсо, итальянский уик-энд складывался не в его пользу. Сначала в квалификации на испанца был наложен весьма спорный штраф: три лучших времени круга пилота Renault были аннулированы за блокирование Фелипе Массы. Автогоночная общественность, в том числе и сам Алонсо, уже после завершения этапа были возмущены наказанием, ведь никто, кроме дирекции гонки, так и не смог усмотреть момента блокирования. Тем не менее, штраф был приведен в действие и действующий чемпион принял старт не с пятого, а с десятого места. Да и пройти всю дистанцию гонки ему не удалось - на 44-м круге отказал двигатель. Это позволило Шумахеру сократить свое отставание от лидера Личного Зачета до двух очков. Но главная интрига итальянского этапа заключалась на этот раз, пожалуй, не в этом. Мир с большим нетерпением ждал послегоночной конференции, на которой семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер собирался обнародовать решение относительно своего будущего в Формуле-1. После традиционной речи победителя легендарный немец объявил о намерении повесить шлем на гвоздь по завершению сезона-2006.
ОписаниеДлинная стартово-финишная прямая ведет к Variante del Rettifilo. К этой двойной шикане подходят на скорости 345 км/ч, затем на подъезде к Curva Grande скорость снижается до 90 км/ч. Из этого поворота выходят на скорости 310 км/ч. Подобная скорость сохраняется еще на протяжении 100 метров до поворота Variante della Roggia, где скорость скачет от 325 км/ч до 100 км/ч. На этом скользком и ухабистом участке машины нередко вылетают в гравий. Curva di Lesmo - это комбинация поворотов, из которых первый проходят на четвертой передаче на скорости 155 км/ч; второй, более узкий, на третьей передаче на скорости 140 км/ч. Затем машины резко переключаются на шестую передачу и на скорости 345 км/ч подходят к Curve del Serraglio. Любая ошибка на этом повороте может оказаться фатальной, так как скорость здесь резко снижается до 140 км/ч. В шикану Variante Ascari входят на скорости 220 км/ч. После чего постепенно разгоняются до 330 км/ч, приближаясь к повороту Curva Parabolica. Из этого долгого правого поворота необходимо выйти с максимальной скоростью, чтобы иметь преимущество на длинной прямой. Последний поворот на трассе проходят на 160 км/ч. Он очень опасен. Гонщикам необходимо проявить настоящее искусство и в нужный момент выжать полный газ.
Прошлые победители
Год - Гонщик - Команда
1950 - Нино Фарина - SA Alfa Romeo
1951 - Альберто Аскари - Scuderia Ferrari
1952 - Альберто Аскари - Scuderia Ferrari
1953 - Хуан-Мануэль Фанхио - Officine Alfieri Maserati
1954 - Хуан-Мануэль Фанхио - Daimler Benz AG
1955 - Хуан-Мануэль Фанхио - Daimler Benz AG
1956 - Стирлинг Мосс - Officine Alfieri Maserati
1957 - Стирлинг Мосс - Vandervell Products Ltd
1958 - Тони Брукс -Vandervell Products Ltd
1959 - Стирлинг Мосс - RRC Walker Racing Team
1960 - Фил Хилл - Scuderia Ferrari
1961 - Фил Хилл - Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1962 - Грэм Хилл - Owen Racing Organisation
1963 - Джим Кларк - Team Lotus
1964 - Джон Сертис - Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1965 - Джеки Стюарт - Owen Racing Organisation
1966 - Лудовико Скарфиотти - Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1967 - Джон Сертис - Honda Racing
1968 - Денни Хьюм - Bruce McLaren Motor Racing
1969 - Джеки Стюарт - Matra International
1970 - Клей Регаццони - Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1971 - Питер Гетин - Yardley Team BRM
1972 - Эмерсон Фиттипальди -World Wide Racing
1973 - Ронни Петерсон - John Player Team Lotus
1974 - Ронни Петерсон - John Player Team Lotus
1975 - Клей Регаццони - Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1976 - Ронни Петерсон - March Engineering
1977 - Марио Андретти - John Player Team Lotus
1978 - Ники Лауда - Parmalat Racing Team
1979 - Джоди Шектер- Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1980 - Нельсон Пике - Parmalat Racing Team
1981 - Ален Прост - Equipe Renault Elf
1982 - Рене Арну - Equipe Renault Elf
1983 - Нельсон Пике - Fila Sport
1984 - Ники Лауда - Marlboro McLaren International
1985 - Ален Прост - Marlboro McLaren International
1986 - Нельсон Пике - Canon Williams Honda Team
1987 - Нельсон Пике - Canon Williams Honda Team
1988 - Герхард Бергер - Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1989 - Ален Прост - Honda Marlboro McLaren
1990 - Айртон Сенна - Honda Marlboro McLaren
1991 - Найджел Мэнселл - Canon Williams Team
1992 - Айртон Сенна - Honda Marlboro McLaren
1993 - Дэймон Хилл - Canon Williams Team
1994 - Дэймон Хилл - Rothmans Williams Renault
1995 - Джонни Херберт - Mild Seven Benetton Renault
1996- Михаэль Шумахер - Scuderia Ferrari SpA
1997 - Дэвид Култард - West McLaren Mercedes
1998 - Михаэль Шумахер - Scuderia Ferrari Marlboro
1999 - Хайнц-Харальд Френтцен - Benson & Hedges Jordan
2000 - Михаэль Шумахер - Scuderia Ferrari Marlboro
2001 - Хуан-Пабло Монтойя - BMW WilliamsF1 Team
2002 - Рубенс Баррикелло - Scuderia Ferrari Marlboro
2003 - Михаэль Шумахер - Scuderia Ferrari Marlboro
2004 - Рубенс Баррикелло - Scuderia Ferrari Marlboro
2005 - Хуан-Пабло Монтойя - West McLaren Mercedes
2006 - Михаэль Шумахер - Scuderia Ferrari Marlboro
2007 - Фернандо Алонсо - Vodafone McLaren Mercedes
2008 - Себастьян Феттель - Scuderia Toro Rosso
www.f-1.ru
@темы: Трассы